Референсы и любимый скетчбук: оптимизируем наше творчество!

Скетчинг, быстрые наброски, рисование по фотографиям — это очень популярные темы сейчас, потому что все больше людей увлекаются рисованием, а жанр скетчинга позволяет вроде как и рисовать красивые вещи, но и при этом не сильно заморачиваться по поводу форматов и материалов работы. Есть классный блокнот в твердой обложке, есть немного карандашей, линеров, акварельных красок — и всё, ты на высоте. Ну а для тех, кто замахивается на более серьезные вещи, такие как станковая живопись или графика, иллюстрация или даже крутые декоративно-прикладные вещи, скетчбук при грамотном использовании может стать уже не вещью в себе, а мощным инструментом творчества и роста.

Шаг 1: Ищем натуру

Итак, вы находитесь в творческом поиске. Очень здорово, если творческий поиск происходит в путешествиях по дальним краям — тут и искать ничего не надо, яркие впечатления сами выпрыгивают на вас, только успевай фотографировать. Но и в вашей привычной обстановке, в ежедневной рутине и на знакомых улицах можно найти замечательные сюжеты и источники вдохновения.

Главное ценить эти моменты и потом их правильно использовать.

Чтобы не упустить ни один потенциальный сюжет, я всегда ношу с собой маленький, но мощный фотоаппарат. Впрочем, если на вашем телефоне достойная камера, то всё ещё проще. Далее — идем по улице, видим нечто прекрасное, быстро хватаем камеру и фотографируем. После этого главное не оставить ваши снимки лежать мертвым грузом в памяти телефона/фотоаппарата, откуда вы их через пару месяцев просто удалите, а дать им жизнь. Для этого в конце дня мы просматриваем фотографии, отбираем те, в которых мы видим потенциал, и сохраняем их в определенную папку (у меня такая папка на Яндекс.Диске, чтобы иметь к ней доступ отовсюду), в подкаталог с сегодняшней датой. Можно даже, если не лень, пойти дальше, и прописать для ваших личных референсов тематические теги и прочее в Adobe Bridge. Всё. Теперь, когда вы решите быстро написать городской этюд акварелью, вы просто открываете папку и освежаете в памяти то, что однажды вас вдохновило, и весь визуальный материал в вашем распоряжении. Уникальный, интересный, ваш.

Программа PureRef — все нужное перед глазами

Программа PureRef до загрузки файловНабор референсов по теме в PureRef

Но, согласитесь, если вам одновременно нужно иметь перед глазами несколько фотографий, то не слишком удобно открывать их, перемещать туда-сюда по рабочему столу и упорядочивать стандартными средствами Windows. Тут, пожалуй, лучшим решением является программа PureRef, которая совершенно бесплатно распространяется через интернет (pureref.com), очень легкая и простая в использовании, и представляет собой пустое рабочее поле, на котором очень удобно располагать одновременно множество нужных картинок, поворачивать их, увеличивать/уменьшать и сохранять свои наборы референсов по темам.

Шаг 2: Работаем со скетчбуком

Хорошо проработанный эскиз — это примерно 50% работы. Начинающие (знаю по своему опыту) обычно приходят в уныние от необходимости делать эскизы, а не пойти сразу рисовать готовую работу. Но, рисуя что-то серьезное без плана и подготовки, можно убить всю идею некачественной реализацией. А потратив полчаса на продумывание и поисковые эскизы, вы откроете для себя массу новых вариантов, ракурсов, возможностей и идей. При этом, серьезно, лучше делать поисковые эскизы не на куче разных бумажек, а в одном блокноте — так вы не потеряете ценные мысли в беспорядке и сможете легко вернуться к ним в будущем, ну и вообще, чертовски интересно потом просматривать скетчбук, ведь это, по сути, ход ваших мыслей на бумаге.

Размер и организация пространства скетчбука — дело индивидуальное, но лично для меня оказалась оптимальной следующая схема:

1) достаточно компактный блокнот формата А5 с твердой обложкой, который несложно носить с собой, чтобы делать зарисовки где-то в кафе, во время ожидания и т.д.
Скетчбук А5Скетчбук А5

2) более солидный блокнот формата А4 с резинкой и кармашком сзади. Носить с собой не сильно удобно, а работать дома — идеально. На его широких разворотах очень круто располагать по несколько эскизов в рамках одного и того же проекта. Отдельные эскизы в таком формате удобно по-разному кадрировать и располагать на развороте, вклеивать какие-то элементы, комбинировать разные техники — в общем, это визуальный рай для размышлений над проектом, творческих проб и поисков. При этом такой скетчбук не предполагает зарисовок «на бегу», и он может стать достаточно красивым и эстетичным инструментом, к которому вам приятно будет возвращаться снова и снова, и который интересно будет разглядывать вам и вашим друзьям.

Вот пример одного разворота моего скетчбука №2:
Скетчбук А4 с эскизами для проекта

И вот что получилось на выходе (масляная пастель, формат ок. А3):
Хамелеон, масляная пастель

Подводя итоги, работа с референсами и эскизами — дело серьезное и очень полезное, если знать в этом толк. А теперь вперёд, в мир — с широко раскрытыми глазами и карандашом наготове :-)

 


Привет! Меня зовут Надежда, и я автор проекта "Коробка с карандашами". Этот проект — мой способ собрать и структурировать полезную информацию для всех тех, кто любит (или пока только мечтает) рисовать, хочет наполнить свой яркими красками и стремится заявить о себе миру, не потеряться в современном информационном пространстве.
  • «Художник — это доверенное лицо природы. Цветы ведут с ним диалог посредством изящного изгиба своих стеблей и гармоничных нюансов окраски лепестков. Каждый цветок несет в себе сердечное слово, сообщаемое художнику природой»

    Огюст Роден
  • @nadya.wyn