Базовые законы композиции

Термин «композиция» происходит от латинского глагола «сочинять» и в изобразительном искусстве означает примерно то же, что и в музыке — составление отдельных элементов в единое целое, подбор ритмов и динамики, выделение главного и второстепенного, таким образом, чтобы на выходе получилось цельное, гармоничное и выразительное изображение.

Первое, о чём следует здесь поговорить — это компоновка предметов в формате листа таким образом, чтобы избежать откровенных композиционных ошибок, которые «царапают глаз» и мешают восприятию работы. Обидно ведь, если вы уже поработали цветом, проработали детали, а из-за некорректной композиции ваша картина «разваливается». Итак:

1. Компоновка изобразительной плоскости

002001

1.1 Первое требование хорошей компоновки — это корректное соотношение между предметами и пустым пространством листа. Изображение на листе не должно быть слишком крупным или слишком мелким. В первом случае, предметам будет «тесно», что будет вызывать ощущение зажатости, неудобочитаемости изображения. Во втором случае, предметы будут «плавать» в формате листа, что снизит выразительность изображения:


004003

1.2 Изображение не должно находиться слишком низко или слишком высоко в формате листа. Зрительно мы ощущаем «тяжесть изображения», для нашего сознания изображенные предметы имеют ту или иную массу. Поэтому свободное пространство между низом изображения и нижним краем листа (нижнее поле) должно быть шире, чем верхнее. Это пустое пространство снизу играет роль «постамента», на котором держится тяжесть изображенных масс. Если этот «постамент» будет слишком низким (т.е. свободного пространства до края листа будет слишком мало), предметы начнут «проваливаться» за край листа.

В то же время, изображение не должно быть завышенным, т.е. между верхним краем предметов и верхним краем листа также должно быть достаточно места.


006005

1.3 Изображение должно быть уравновешенным. То есть, его левая и правая половины должны быть равны по массе. На этом рисунке изображено яблоко (малая масса) и кувшин (большая масса). Если мы располагаем яблоко примерно по центру, а кувшин справа, то равновесие масс также сдвигается вправо. Если кувшин находится ближе к центру, а яблоко чуть левее, то общее равновесие приходится как раз на центр композиции, т.е. мы видим, что такая композиция корректна.


2. Типичные ошибки компоновки

007

2.1 Главный предмет композиции не должен совпадать с геометрическим центром листа или его центральной осью.


008

2.2 Нежелательно, чтобы предметы или края изображенной плоскости (напр., стола) упирались в край листа. Во-первых это создает чувство тесноты и напряженности в листе, во вторых, рушит иллюзию объема. Соответственно, изображенный предмет должен либо недоходить до края листа, либо чуть выходить за него.


009

2.3 Такое же неприятное ощущение создается, если линии рисунка уходят прямо в углы листа.


010

2.4 Контуры предметов (расположенных рядом или на разных планах рисунка) не должны соприкасаться вплотную. Это также уничтожает иллюзию пространства в листе, делая изображение более плоским. Соответственно, предметы должны или отстоять друг от друга на некотором расстоянии, или слегка перекрывать друг друга.


ВАЖНО: Чтобы успешно закомпоновать предметы в листе, нужно (как и всегда) идти от общего к частному. Сначала следует увидеть и наметить в листе общую массу, которую создают собой все предметы, а уже потом разбивать эту общую форму на части, наметив контуры отдельных предметов (легкими линиями, без прорисовки деталей). А уже затем, когда вы решите, что найденная композиция равновесна и пропорции переданы верно, можно переходить к дальнейшей прорисовке (см. иллюстрацию ниже):

011

Видоискатель

viewfinder04
Чтобы облегчить себе поиск композиционного решения (это применимо и для домашних постановок, но в особенности это бывает важно на пленэре, т.е. когда вашей натурой служит большое пространство с множеством объектов), можно пользоваться таким достижением человечества, как видоискатель. По сути своей, это может быть вырезанное из бумаги окошко с соотношением сторон примерно 2:3. Можно натянуть в этом окошке нитку, чтобы имитировать разделительные линии, как в фотоаппарате. Как вариант, видоискатель может представлять собой две угловые рамки, двигая которые друг относительно друга, можно менять формат изобразительной плоскости.


viewfinder01viewfinder02viewfinder03


Правило третей

Говоря о видоискателе фотоаппарата, в котором кадр делится параллельными и перпендикулярными линиями в пропорции 1:2, 2:3 или 3:5 (берутся последовательно идущие числа Фибоначчи), мы подошли к правилу третей.

Правило третей гласит, что изображение можно разбить на 9 равновеликих частей с помощью линий с вышеуказанными пропорциями, и при этом вдоль этих линий и на их пересечениях будут располагаться т.н. точки силы, то есть, области, которым зритель уделяет максимальное внимание, а значит, объекты, расположенные в этих точках получат максимальный акцент и выразительность. Вот как это работает (анимированное фото взято из Википедии):

Правило третей

В первом кадре главный объект (скала) находится строго по центру, что уже нежелательно с точки зрения композиции. Во втором кадре линия горизонта и главный объект смещены согласно правилу третей, и композиция стала намного более гармоничной и выразительной.

Общие рекомендации

Законы композиции нужно знать, чтобы иметь базовое понимание, почему та или иная композиция кажется вам гармоничной или дисгармоничной, и знать, что следует исправить. Это своего рода теоретические опоры для развития вашего собственного чувства гармонии. При этом они никоим образом не являются догмами — художник в поисках выразительности может в чем-то нарушать их во имя создания резких акцентов и неожиданных решений.

Чтобы найти удачное композиционное решение, недостаточно представлять его себе умозрительно. Важно делать поисковые эскизы. Обобщённо, без детализации, в небольшом размере. На материале эскизов вы сможете с уверенностью принять решение о том, как закомпоновать предметы на листе и какой формат итоговой работы вам выбрать.

И да, если у вас есть грамотный эскиз — половина работы сделана. Поэтому не бойтесь экспериментировать, пробовать разные варианты, рисуйте больше и быстрее — помните, это тот рабочий материал, от которого зависит ваш личный прогресс.

Использованы материалы книги: В.С. Шаров «Академическое обучение изобразительному искусству»

 


Привет! Меня зовут Надежда, и я автор проекта "Коробка с карандашами". Этот проект — мой способ собрать и структурировать полезную информацию для всех тех, кто любит (или пока только мечтает) рисовать, хочет наполнить свой яркими красками и стремится заявить о себе миру, не потеряться в современном информационном пространстве.
  • «Рисование позволяет вам видеть вещи тем особым, волшебным образом, каким видят художники, какой бы стиль вы ни выбрали для выражения своего особого восприятия. Вашей целью в рисовании должно быть проникновение в воспринимаемую реальность — всё более ясное, всё более глубокое видение»

  • @nadya.wyn