Акварель — материал, с которым мы пишем дуэтом

Акварельная живопись — непростая в освоении техника, но если подружиться с акварелью, понять её и позволить ей действовать свободно (частично решая кое-что за вас), то результат превзойдёт все ожидания. Текучесть, прозрачность и легкая недосказанность акварели недаром очаровывают людей с древних времен.

Далее цитирую по книге: Шаров В. С. Академическое обучение изобразительному искусству / Шаров В.С. — М.: Эксмо, 2013.
Подбор иллюстраций: pencilbox.info

Любые краски состоят из пигмента (красящего порошка) и связующего. Между собой краски отличаются именно связующим, которое может быть различным. Акварель (от лат. aqua — вода) — краски, обычно на растительном клее, разводятся водой. Основой для акварели служит белая бумага, просвечивающая сквозь прозрачный слой краски и заменяющая белила.

Живопись непрозрачной акварелью с добавлением белил была известна еще в Древнем Египте, античном мире. В Средние века в Западной Европе и на Руси акварель использовалась для украшения церковных книг и в миниатюрной живописи. Чистая акварель (без примеси белил) получила применение в начале XV в.

Выполняя прикладные функции, акварель служила главным образом для раскрашивания гравюр, чертежей, эскизов. Со второй половины XVIII в. акварель стала широко применяться в пейзажной живописи. Появились первые профессиональные художники-акварелисты. Их неяркие пейзажи исполнялись на увлажненной бумаге,
детали прорисовывались тонким пером.

В XVIII в. в Англии появляется классическая многослойная акварельная живопись по сухой бумаге. Она характеризуется звучными цветовыми и светотеневыми контрастами. В конце XIX — начале XX в. художники часто употребляют акварель в сочетании с белилами, гуашью, темперой, пастелью, бронзой.

Специфика акварели заключается в ее прозрачности. Бумага должна обязательно просвечивать сквозь слои краски, именно это придает акварели прелесть и свежесть. Как только бумага перестает просвечивать, акварель гаснет, становясь похожей на гуашь. Поэтому акварель наносят на бумагу не густым слоем, а жид-
ко разбавляя водой. Белила в акварели не употребляются; в самых светлых местах, включая блики, оставляют белую бумагу, чуть подкрашенную в нужный цветовой оттенок.

Краски обладают различной степенью прозрачности.

К прозрачным (лессировочным) краскам относятся: краплак, кармин, изумрудная зеленая, берлинская лазурь, слоновая кость (черная).

К непрозрачным (кроющим): желтые кроны и хромы, кобальт, ультрамарин, киноварь, некоторые охры.

К полупрозрачным: сепия, желтые кадмии.

Лессировочные и корпусные краски

В работе акварелью, важным качеством которой является прозрачность, важно учитывать степень прозрачности используемых красок. Прозрачные краски позволяют без потери прозрачности тона наносить два-три слоя. Кроющие (непрозрачные) краски нужно класть сразу в полную силу, иначе теряется прозрачность и образуются мутность и грязь.

Акварель продается в наборах, которые разнятся по качеству и количеству красок. Важно иметь качественные акварельные краски. Краски плохого качества недостаточно яркие и могут, высыхая, образовывать белесый налет. Хорошими считаются краски «Санкт-Петербург», «Нева», «Москва». Количество красок в наборе не обязательно должно быть большим; для полноценной работы достаточен набор в 12 цветов. Важное значение
имеет расположение красок в наборе.

Краски должны быть расположены всегда в одинаковой последовательности, что позволяет быстрее и точнее составлять нужный цвет. Наиболее популярными являются краски в кюветах из пластмассы. Можно также пользоваться красками в тюбиках. Только помните, что после того как краски выдавлены на палитру, тюбики следует хорошо закрывать, чтобы краски в них не высохли.

Ещё по теме:

Акварельная бумага, кисти, палитра

Три техники акварели: многослойная, алла прима и по сырому

 


Привет! Меня зовут Надежда, и я автор проекта "Коробка с карандашами". Этот проект — мой способ собрать и структурировать полезную информацию для всех тех, кто любит (или пока только мечтает) рисовать, хочет наполнить свой яркими красками и стремится заявить о себе миру, не потеряться в современном информационном пространстве.
  • «Рисование позволяет вам видеть вещи тем особым, волшебным образом, каким видят художники, какой бы стиль вы ни выбрали для выражения своего особого восприятия. Вашей целью в рисовании должно быть проникновение в воспринимаемую реальность — всё более ясное, всё более глубокое видение»

  • @nadya.wyn